Геноцид украинцев: как мир накажет Путина
Как и где нам зафиксировать российские преступления юридически и что дает Украине признание геноцида миром.
Об этом говорится в сегодняшнем материале «Апострофа».
Мир признает геноцид украинцев
В четверг, 14 апреля, Верховная Рада признала действия России и ее армии геноцидом украинского народа.
За соответствующее постановление «О совершении Российской Федерацией геноцида в Украине» проголосовали 363 народных депутата.
В этом документе они призвали международное сообщество осудить военные преступления и преступления против человечности, совершаемые российскими оккупантами в Украине.
Призыв украинских нардепов фактически был услышан раньше, чем было проголосовано само постановление, причем услышали его за океаном.
Еще 4 апреля в интервью CNN на вопрос, можно ли события в Украине считать геноцидом, раздался ответ Джо Байдена: «Нет. Я думаю, что это военное преступление».
Однако уже 13 апреля, открывая новый завод в Айове, он в ходе своей речи сказал такие слова: «Ваш семейный бюджет, ваша способность заправлять свой бак — все это не должно зависеть от того, объявляет ли диктатор войну и совершает ли геноцид на расстоянии полмира».
Когда журналисты его переспросили, Байден подтвердил: «Я назвал это геноцидом, потому что становится все яснее и яснее, что Путин просто пытается стереть с земли саму мысль о том, что можно быть украинцем.
Появляется все больше доказательств, буквально ужасных вещей, какие россияне сделали в Украине. И мы будем узнавать все больше о разрушениях», — заявил Байден.
Позже заместитель госсекретаря Виктория Нуланд заявила, что США, скорее всего, определят действия оккупантов в Украине как геноцид.
«Я берусь предположить, что то, что назвал президент Байден, — это то, что мы в конце концов обнаружим, когда сможем собрать все эти доказательства, потому что происходящее на местах — это не случайность.
Это намеренное решение России самостоятельно уничтожить Украину и ее гражданское население», — сказала она в эфире CNN Newsroom, добавив, что сейчас идет сбор доказательной базы.
К своему непримиримому противнику в определении российских преступлений присоединился даже бывший путинолюб Дональд Трамп.
Так, 14 апреля в интервью Fox News 45-й президент США сказал: «Происходящее в Украине — это геноцид. Такого, как происходит там, люди раньше не видели».
Традиционно своего южного соседа поддержали в Канаде.
Во время общения с журналистами премьер-министр Канады Джастин Трюдо прокомментировал заявление Джо Байдена: «Я думаю, как подчеркивал и президент Байден, существуют официальные предпосылки для определения геноцида. Но я считаю абсолютно правильным то, что все больше и больше людей говорят и используют слово геноцид с точки зрения того, что делает Россия (в Украине – Ред.), что сделал Владимир Путин”.
Несколько осторожнее высказался глава британского правительства Борис Джонсон: 6 апреля он сказал: «Когда мы смотрим на то, что происходит в Буче, что Путин сделал в Украине, и что, мне кажется, совсем недалеко от геноцида, неудивительно, что люди реагируют таким образом».
Поддержал определение геноцида и польский президент Анджей Дуда. В интервью CNN на вопрос, согласен ли он с Зеленским, что это геноцид он ответил: «трудно с этим не согласиться. Цель этого вторжения – уничтожить украинскую нацию».
Об ужасе российских преступлений услышали даже в Колумбии: президент этой страны Иван Дуке назвал войну России против Украины геноцидом и требует прекратить это безумие.
Юридическая сторона бесчеловечного ужаса
Конечно, заявления глав государств-партнеров Украины, которые открыто начали называть уничтожение украинцев россиянами, прозванных «денацификацией», геноцидом — это положительный факт, однако нужно решение профильной международной судебной инстанции, говорит профессор Института международных отношений КНУ им. Шевченко Сергей Галака.
«То, что о преступлениях россиян в Украине как о геноциде высказался президент США, конечно, способствует укреплению наших позиций. Однако, конечно, нужно добиваться юридического вывода после сбора доказательств, соответствующих данных и документации. То есть это должно быть решение того же Международного уголовного суда в Гааге, а не просто слова лидеров отдельных, хоть и очень влиятельных государств», — утверждает он.
С ним согласен эксперт-международник Украинского института будущего Илия Куса, который пока не видит последствий от заявлений о геноциде украинцев.
«Для доказательства преступления геноцида нужны существенные доказательства, то есть, прежде всего, нужно провести основательное расследование», — говорит эксперт.
Он обращает внимание на то, что некоторые иностранные лидеры, например президент Франции, пока избегают дефиниции геноцида в отношении российских преступлений, потому что юридических оснований для этого нет.
«Да, представители европейских правоохранителей, в частности французских жандармов, уже приехали в Украину помочь нашим правоохранителям расследовать факты массовых убийств, но они не ехали с целью доказать, что это геноцид. Нужно обращаться в Международный уголовный суд (МУС), ведь преступление геноцида — одно из основных преступлений, которые рассматривает Гаага, наряду с военными преступлениями и преступлениями против человечности», — добавляет эксперт, отмечая, что помощь и участие европейских коллег и партнеров наших следователей придает легитимность расследованию.
Похоже, начало такого рассмотрения положено, ведь Украину посетил главный прокурор Международного уголовного суда Карим Хан, приехавший в Бучу, назвал Украину «местом преступления» и подчеркнул необходимость независимого расследования.
«Украина — место преступления. Мы здесь, потому что у нас есть разумные основания полагать, что здесь совершаются преступления, подпадающие под юрисдикцию суда», — заявил Карим Хан.
Вместе с тем, на пути расследования есть проблема: Украина до сих пор не ратифицировали Римский устав, который является основополагающим документом МУС и единственным механизмом привлечения к ответственности на международном уровне Путина и российских военных преступников. Дело в том, что некоторые специалисты обращают внимание: проблема ратификации устава в том, что таким образом мы распространим юрисдикцию МУС на всю Украину, и суд будет расследовать как преступления россиян, так и украинских военных, если Россия подаст соответствующую заявку. То есть это будет работать для обеих сторон войны.
Однако, в случае ратификации устава собрать доказательства устрашающих преступлений не является большой проблемой сейчас, говорит «Апострофу» глава АО «Чудовский и партнеры» Игорь Чудовский.
«Потерпевшие от российской агрессии, с которыми удалось пообщаться на освобожденных от оккупации территориях, говорят, что к ним применялись пытки именно по этническому признаку, то есть за то, что они — украинцы или по версии врагов — «фашисты». Массовость совершения таких преступлений указывает не только на то, что нарушались правила и обычаи ведения войны, но и на то, что россияне умышленно уничтожали гражданское население. Об этом стало известно еще в первый день широкомасштабной агрессии, когда самолет расстрелял многоэтажку и детский дом в Ворзеле», — говорит адвокат.
Чудовский общался с коллегой-адвокатом из Бучи, к которой приходили рашисты и спрашивали, как она относится к перераспределению мира, к украинской нации, почему в наших учебниках украинцы «стоят наравне с россиянами», почему там написано, что «СССР напал на нацистскую Германию» (абсурд, нигде такого нет).
«Можно заключить, что перед нападением на Украину руководство армии мотивировало солдат на уничтожение украинцев. Аналогичная ситуация произошла с тремя парнями из самообороны Ворзеля (я находился там, когда в поселок вошли кадыровцы), но это закончилось для них трагически — все трое погибли. То есть, можно говорить именно о геноциде украинцев как нации», — добавляет юрист.
Уничтожить память детей — тоже геноцид…
Конечно, «счетчик Гааг» у российской армии зашкалил уже давно, но относительно незамеченной прошла важная новость. В российском Совете Федерации обсудили, как будут принудительно русифицировать украинских детей, вывезенных на территорию недорейха.
Дело в том, что принудительное изъятие детей, передача их другой социальной группе и искоренение исходной идентичности этих детей – это составляющие классического определения геноцида. То есть российская пропаганда, с одной стороны, яростно отрицает любые свои военные преступления, а затем запускает геноцидальную практику.
Здесь сразу приходит в голову историческая аналогия. Когда нацистская Германия завоевала Польшу, оккупированные территории разделили на два типа. Центральные польские регионы выделили в отдельную оккупационную зону: Генерал-губернаторство, а западные и северо-западные регионы Польши присоединили к Рейху, объявив их изначально немецкими.
Жителей земель, внезапно оказавшихся частью Рейха, отранжировали по уровню «немецкости». То есть всех с немецкими фамилиями и корнями без разбора записали в немецкую расу. Ожидалось, что эти новоявленные немцы, во-первых, будут благодарны за освобождение от польского ига, во-вторых, ими можно пополнить Вермахт. Ничего не напоминает?
Обратной дороги нет
«Люди и страны, которые совершают геноцид, должны быть наказаны», – говорится в Конвенции о предотвращении преступления геноцида, принятой в 1948 году Генассамблеей ООН.
Конечно, к этому обязательству США и другие страны, подписавшие договор, отнеслись с осторожностью: если они признают факт геноцида, то обязуются, как минимум, обеспечить расследование и судебное преследование.
Именно из-за Конвенции о геноциде мировые лидеры сначала ограничивались гневными заявлениями и гуманитарной помощью. Однако ситуация изменилась, и обратной дороги ни для Америки, ни для партнеров Украины в Европе нет.
Признание событий в Буче, Ирпене и Киевской области геноцидом и соответствующее расследование в МУС оказывает очень большое политическое давление на Россию.
Соответствующие решения будут принимать парламенты стран, на которые давят избиратели, ведь общественное мнение в Европе и Америке сейчас настроено категорически против российской агрессии, то есть последствия таких решений будут и политические, и юридические. Остается надеяться, что слова трансформируются в конкретные средства ПВО, броненосцы и ракеты, которыми нас обеспечат в дополнение к долгожданному эмбарго на нефть и финансовой изоляции России.
Кулеба исключает особый статус для Донбасса на условиях России
Читайте більше новин по темі:
Распечатать