Начать войну гораздо легче, чем ее закончить

Начать войну гораздо легче, чем ее закончить
Начать войну гораздо легче, чем ее закончить
На фоне ожесточенного и затяжного характера сражений в Украине, как в мировом, так и российском экспертных сообществах стараются спрогнозировать, когда и каким образом Владимир Путин попытается завершить войну.

Об этом пишет «Голос Америки».

Ведь политическая и экономическая цена, которую приходится платить, с каждым днем возрастает, а перспектива желанного триумфа выглядит всё туманнее.

Известный аналитик, профессор Марк Галеотти в газете Sunday написал, что в поисках выхода из тупика в Кремле могут остановиться на компромиссе, изобразив президента Владимира Путина вслед за российскими монархами Иваном Грозным и Петром Первым очередным “собирателем русских земель”.

В пользу этой версии, в частности, говорят и шаги российских властей, направленные на аннексию захваченных украинских территорий.

На минувшей неделе сам Путин по случаю 350-летнего юбилею Петра Первого, оценивая исторические заслуги императора, тоже сделал акцент на том, что великий предшественник, прорубая «окно в Европу», присоединял якобы исконно русские земли (что, кстати, расходится с историческими фактами).

Следовательно, по логике президента, и на долю нынешнего поколения россиян «выпало возвращать и укреплять». Украина напрямую не названа, но ясно, что речь и о ней в том числе.

Между тем в Киеве явно не намерены уступать ни пяди родной земли, о чем не раз твердо говорил президент Владимир Зеленский, что делает заведомо невозможными мирные переговоры с Москвой ценой уступки территории.

И здесь уже встает вопрос, кто сегодня управляет ситуацией в Россией и вообще – насколько она управляема?

«Всё зависит от путинской доброй воли», которой нет

В принципе Кремль может завершить войну в любой момент, в том числе сдав назад, отказавшись от некоторых ранее выдвинутых требований, считает руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников.

По его мнению, это не грозит Владимиру Путину ничем – даже потерей лица.

«В свою очередь, российское общественное мнение привычно согласится с любым кремлевским вариантом решения проблемы, – утверждает он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Даже если кто-то при этом и будет недоволен тем, что Путин не взял Киев, число обрадованных, что, наконец, наступит мир и все вернутся к нормальной жизни, окажется гораздо большим.

Думается, основная масса людей с благодарностью восприняли бы завершение войны».

Согласно июньскому исследованию «Левада-центра», лишь около трети опрошенных считают, что они несут моральную ответственность за гибель мирных жителей и разрушения украинских городов и сел, в то время как более половины (58%) считают себя совершенно не причастными к этому.

Словом, всё зависит от доброй воли Путина, констатировал Андрей Колесников. Однако ее-то, на его взгляд, как раз и не просматривается абсолютно.

«Путин не готов к переговорам, более того – явно их не хочет, – полагает политолог. – Очевидно, он собирается зафиксировать какие-то убытки и достижения, или и то, и другое одновременно (в ходе войны в Украине) не сейчас, а когда-то потом. Как представляется, у него в голове еще явно не созрело решение по поводу того, что в нынешней ситуации можно назвать “победой”».

Соответственно, пока на надежды на скорый конец войны нет практически никакой, заметил эксперт. Ящик Пандоры гораздо легче открыть, чем его закрыть, резюмировал он.

«Только поражение путинской армии может приблизить конец войны»

Тем временем каждый день войны приводит к гибели людей с обеих сторон – и среди военных, и среди гражданских лиц. По данным западных разведслужб, потери российской армии уже составили порядка 20 тысяч человек. Минобороны РФ еще в марте официально сообщило о1351 погибшем военнослужащем, и с тех пор игнорирует эту тему.

Русская служба BBC и «Медиазона», ведущие совместное расследование на основании только открытых источников, поименно назвали свыше 3,5 тысяч военных, убитых в Украине, в том числе высокопоставленных военных в звании полковника и генерала. Число раненных по принятым оценкам, как правило, втрое превышает число погибших.

Оппозиционный политик, в прошлом депутат Госдумы Геннадий Гудков так же уверен, что Путин готов вести войну, причем, не обращая внимания на огромное количество жертв и издержек – столько, сколько потребуется для того, чтобы выйти из неё «на коне», победителем.

По мнению политика, российский президент вообще пойдет на всё, лишь бы не утратить власть.

«Если бы у него было миллиардное население, он бы легко пожертвовал и ими, – утверждает собеседник «Голоса Америки». – У Путина нет морали, принципов, нравственности.

За годы сидения в Кремле он вытравил из себя всё человеческое. Его занимает только проблема удержания власти, ничто другое. Для него не существует порога жертв, который заставил бы его прекратить бойню».

Только поражение путинской армии может приблизить конец войны в Украине и радикально изменить отношение к ней в российском обществе, убежден Геннадий Гудков.

«До этого ничего не поменяется, несмотря на огромное число погибших. Потому что Россия привыкла завоевывать победы ценой большой крови. Это веками устоявшаяся традиция, которой и сегодня следует Кремль ради достижения имперских целей», – заключил он.

Поразительные изменения: Россия больше не хочет войны